Кроме файлового типа. Тип компонент называется базовым типом . Каждая компонента может быть явно обозначена с помощью имени переменной-массива, за которым в квадратных скобках следует индекс . Их тип называется типом индекса . Время, требуемое для доступа любой компоненты, не зависит от значения индекса. Поэтому о массивах можно говорить как об объектах, структура которых допускает случайный (или прямой ) доступ .
Переменная массивового типа описывается в разделе описания переменных в следующей форме:
Var <идентификатор>: array[<тип индекса>] of <тип компонент>
Чаще всего в качестве типа индекса употребляется интервальный тип . Например, одномерный массив среднемесячных температур опишется так:
Var T: array of real;
Описание массива определяет, во-первых, размещение массива в памяти, во-вторых, правила его дальнейшего употребления в программе. Последовательные элементы массива располагаются в последовательных ячейках памяти (T, T и т.д.), причем значения индекса не должны выходить из диапазона 1...12. В качестве индекса может употребляться любое выражение соответствующего типа. Например:
T, T
Тип индекса может быть любым скалярным порядковым типом, кроме integer (в реализации Turbo Pascal). Например, в программе могут присутствовать следующие описания:
Var Cod: array of 1..100; L: array of Char;
В такой программе допустимы следующие обозначения элементов массивов:
Cod["x"]; L; cod; L;
В некоторых случаях бывает удобно в качестве индекса использовать перечисляемый тип . Например, данные о количестве учеников в четырех десятых классах одной школы могут храниться в следующем массиве:
Type Index=(А, В, С, D); Var Class_10: array of byte;
И если, например, элемент Class_10[A] равен 35, то это означает, что в 10 «А» классе 35 человек. Такое индексирование улучшает наглядность программы.
Часто структурированному типу присваивается имя в разделе типов, которое затем используется в разделе описания переменных.
Type Mas1 = array of integer; Mas2 = array[-10..10] of char; var Num: Mas1; Sim: Mas2;
Многомерный массив в Паскале трактуется как одномерный массив, тип элементов которого также является массивом (массив массивов). Например, среднемесячную температуру за 10 лет можно можно хранить в массиве, описанном следующим образом:
Var H: array of array of real;
Вот примеры обозначения некоторых элементов этого массива:
Н; Н; Н;
Однако чаще употребляется другая, эквивалентная форма обозначения элементов двумерного массива:
Н; Н; Н;
Переменная Н обозначает всю первую строку таблицы, т.е. весь массив температур за 1981 г. Другим вариантом, эквивалентным приведенному выше описанию, является следующий:
Type Month = array of real; Year = array of Month; var H: Year;
Наиболее краткий вариант описания данного массива такой:
Var H: array of real;
Трехмерный массив можно определить как одномерный массив, у которого элементами являются двумерные массивы. Вот пример описания трехмерного массива:
Var A: array of integer;
Это массив, состоящий из 10x20x30 = 6000 целых чисел и занимающий в памяти 6000x2 = 12000 байт. В Паскале нет ограничения сверху на размерность массива. Однако в каждой конкретной реализации Паскаля ограничивается объем памяти, выделяемый под массивы.
По аналогии с математикой одномерные числовые массивы часто называют векторами, а двумерные - матрицами. Размер массивов не может быть изменен в процессе выполнения. Изменение размеров массива происходит через изменение в тексте программы и повторную компиляцию. Для упрощения таких изменений удобно определять индексные параметры в разделе констант:
Сonst Imax=10; Jmax=20; var Mas: array of integer;
Теперь для изменения размеров массива Mas и всех операторов программы, связанных с этими размерами, достаточно отредактировать только одну строку в программе - раздел констант.
Действия над массивом как единым целым. Такие действия допустимы лишь в двух случаях:
В обоих случаях массивы должны иметь одинаковые типы (тип индексов и тип элементов). Пример:
Var P, Q: Array Of Real;
При выполнении операции присваивания P:= Q все элементы массива P станут равны соответствующим элементам массива Q.
В многомерных массивах переменная с индексом может обозначать целый массив. Например, если в таблице H требуется, чтобы данные за 1989 г. были такими же, как за 1981 г. (девятой строке присвоить значение первой строки), то это можно делать так:
Н := Н;
А если нужно поменять местами значения этих строк, то это делается через третью переменную того же типа:
Р:= Н; Н := Н; Н := Р;
где P описана так:
Var P: Array Of Real;
Обработка массивов в программах производится покомпонентно. Вот примеры ввода значений в массивы:
For I:= 1 to 12 do readln(T[I]); for I:= 1 to IMax do for J:= 1 to JMax do readln(Mas);
Здесь каждое следующее значение будет вводиться с новой строки. Для построчного ввода используется оператор read . Аналогично в цикле по индексной переменной организуется вывод значений массива. Например:
For I:= 1 tо 12 do write(T[I]:8:4);
Следующий фрагмент программы организует построчный вывод матрицы на экран:
For I:= 1 to IMax do begin for J:= l to JMax do write(Mas:6); writeln; end;
После печати очередной строки матрицы оператор writeln без параметров переведет курсор в начало новой строки. Следует заметить, что в последнем примере матрица на экране будет получена в естественной форме прямоугольной таблицы, если JMax не превышает 12.
Во FreePascal, Delphi добавлена интересная возможность описания массивов без указания размерностей и, соответственно, пределов изменения индексов:
Var IntArray: array of integer;
Такие массивы являются динамическими и изначально имеют нулевую длину. Установка размера массива и определение его во время выполнения программы производится так же как и для строк, с помощью функций SetLength и Length , соответственно. Элементы в данном случае нумеруются от нуля.
Program UsingDynamicArrays1; var А, В: Array of Integer; {Описание двух переменных - динамических массивов целочисленных элементов} begin SetLength(A, 5); {Установка размера массива А (5 элементов) } А := 1; {Присвоение значения 1 элементу массива А с номером 0 } end.
Переменные-динамические массивы являются указателями и операции с ними производятся как с указателями. Например, при присвоении одного массива другому элементы одного массива не копируются во второй, а копируется адрес массива. Соответственно, сравнение двух массивов в логических выражениях типа «равно - не равно» производится сравнением адресов. Пример присвоения одного массива другому:
Program UsingDynamicArrays2; var А, В: array of integer; {Описание двух переменных - динамических массивов целочисленных элементов} begin SetLength(A, 5); { Установка размера массива А (5 элементов) } А := 14; {Присвоение значения 14 нулевому элементу массива А} В:= А; {Присвоение массива А массиву В, теперь переменные А и В указывают на один и тот же массив} В := 2; {Присвоение нулевому элементу массива В значения 2, теперь нулевой элемент массива А также имеет значение 2} end.
Отметим существенное отличие в работе со строками и динамическими массивами, имеющими одинаковое внутреннее представление на основе указателей, но разные методы работы. Две разные строки, состоящие из одинакового набора символов, считаются равными, а два разных массива, содержащие одинаковые элементы, не равны.
Описание массива позволяет использовать в программе любой из его элементов. Для обозначения элементов массива в Си используются индексированные переменные.
Индексированная переменная (индексное выражение) – обозначение ячейки для хранения элемента массива. Именуется указанием идентификатора массива и индекса (индексов) элемента.
ü Внимание! Особенность обозначения элементов массива в Си - нумерация индексов от 0, а не от 1. Поэтому индексы в Си на единицу меньше заданных математически. Это обстоятельство должно учитываться в программе, особенно при формировании условия повторения (выхода из) цикла.
Схема распределения памяти для хранения одномерного массива такова:
Длина ячейки для хранения каждого элемента определяется типом массива:
· символьный – 1 байт;
· целочисленный – 2 байта;
· вещественный – 4 байта;
· двойной точности – 8 байт.
Структура обозначения индексированной переменной одномерного массива:
имя[индекс]
Где имя – идентификатор массива;
индекс – операнд целого типа, определяющий номер элемента в ряду других, составляющих массив;
– ограничители индекса.
Например, в описанном ранее массиве D(16) первый элемент обозначается индексным выражением d, второй – d, текущий – d[i], предпоследний – d и последний – d.
При необходимости индекс может задаваться арифметическим выражением. Например, d или d. В любом случае на момент использования переменной индекс должен быть определен (рассчитан) и полученное значение должно укладываться в заданный описателем диапазон.
Рассмотренный пример идентификации элементов массива D применим к любому из описанных одномерных массивов.
Индексированные переменные позволяют осуществить программную реализацию алгоритмов с использованием элементов массивов. При этом для одномерного массива индексированная переменная позволяет определить конкретный адрес каждого элемента.
Адрес любой переменной определяется операцией & . Следовательно, у элемента d адрес – &d, у d[i] – &d[i], т.е. все элементы массива располагаются в оперативной памяти линейно, начиная с адреса &d.
В языке Си идентификатор одномерного массива однозначно определяет адрес его первого элемента. Например, c º &c, d º &d.
Адрес каждого элемента одномерного массива выражается зависимостью имя+индекс (индекс определяет сдвиг элемента относительно первого на указанное им количество элементов). Например, &c[i] (адрес i-го элемента массива С) вычисляется как c+i.
Таким образом, индексное выражение полностью определяет конкретную ячейку хранения соответствующего элемента.
>> Статьи
Виды массивов: одномерные и двухмерные
Если для обращения к элементам использован единственный порядковый номер , то массив называется одномерный или линейный. Выглядит как таблица с одной строкой. Размерность массива определяется посредством количества индексов элементов.
Когда использовано два индекса, то массив будет двухмерным. Если массив представлен в идее таблицы, то номер строки будет соответствовать первому индексу, а номер столбца или ячейки – второму.
Как заполнить массив?
Одним из способов заполнения массива является оператор присваивания. Когда элементы связаны реккурентно и имеют определенную зависимость, подойдет такой способ заполнения. Также можно заполнить однородный массив однородными элементами или значениями, которые получены посредством датчика случайных чисел..
Какие действия производятся с элементами массива?
Сортировка элементов в определенном порядке – убывание или возрастание
Поиск значений
Подсчет количества элементов в массиве, соответствующих определенному условию
Когда два массива эквивалентны, то возможно присвоение одному массиву имени другого. Все компоненты копируются в тот массив, которому и присваивается значение.
Как объявить массив
Чтобы объявить массив и выделить в памяти ячейку для хранения элементов, следует указать размерность и имя. Ключевое слово – массив. К примеру, А 20 означает, что одномерный массив состоит из двадцати элементов. К 6,5 означает, что это двухмерный массив , который представлен в виде таблицы из шести строк и пяти ячеек. Если говорить об ограничениях одномерного массива в программировании, то оно составляет тысячу элементов. Для двухмерных массивов максимально допустимым значением станет таблица из тысячи строк и тысячи ячеек.
Массивы в программировании: работа с ними
Когда массив объявлен, каждый элемент подлежит обработке с указанием имени и индекса в квадратных скобках. Чтобы отличить одномерный массив от двухмерного, используются два индекса. Элементы массива с присвоением индекса называются индексированными переменными, но могут использоваться и в качестве простых переменных. К примеру, быть аргументом в команде.
Типы имени, элементов, индексов
Как придумать имя массиву? Подойдет произвольный идентификатор. По правилам стиля имя должно начинаться с буквы Т большого шрифта. Таким образом, можно отличить идентификатор от других. Последующую часть имени можно придумать в соответствии с конкретными данными для хранения в массиве. Вторая составляющая имени также должна начинаться с заглавной буквы. T Vector может хранить информацию о координатах абстрактного вектора.
Что касается типа элементов в массиве, то это может быть ранее введенный или стандартный. Для создания индексов используются целые числа, а типом станет диапазон. Допустим, тип 1…20 говорит о том, что массив состоит из двадцати элементов, каждый из которых соответствует целому числу от одного до двадцати.
Массив - это сложный (составной, структурированный) тип данных, который характеризуется следующим:
· элементы массива имеют одинаковый тип в отличие от структур, поэтому каждый элемент массива занимает одинаковый объём памяти;
· массив располагается в оперативной памяти, а не на внешнем устройстве, как файлы (2-й семестр);
· элементы массива занимают подряд идущие ячейки, в отличие, например, от списков (2-й семестр).
Доступ к элементам массива в языке С++ осуществляется двумя способами.
Первый, с помощью порядкового номера элемента массива, который называется индексом , характерен для многих языков программирования и рассматривается в первом семестре. Он более простой и привычный для тех, кто изучал язык Pascal. В качестве индекса можно использовать выражение целого или совместимого с ним типа, в том числе константу или переменную. В качестве индекса нельзя использовать выражение вещественного типа.
Кроме того, в языке С++ есть возможность обрабатывать массивы, используя указатели (адреса) , так как в С++ существует связь между массивами и указателями. Несмотря на то, что в первом способе в программе отсутствует специальный тип для работы с адресами, указатели всё равно используются.
Массивы могут иметь одну или несколько размерностей. В этом параграфе рассматривается одномерный массив, который иногда называют вектором , подразумевая вектор в n -мерном пространстве. Работа с двумерными массивами (матрицами ) рассматривается в гл. 5. Три и более размерностей на практике используются редко, так как такие массивы занимают большой объём оперативной памяти.
Везде в дальнейшем под словом “массив” будем понимать одномерный массив.
С точки зрения времени (этапа), когда распределяется память под массив, существуют два их вида. Память для динамического массива выделяется во время выполнения программы, и если массив не нужен, память для него можно освободить. Такие массивы рассматриваются во втором семестре.
Одномерный массив с фиксированной размерностью (назовём его статический ) объявляется в общем виде следующим образом:
тип имя [N];
Здесь тип - тип элементов массива. Вначале будем рассматривать простые типы (int, float, char ), но можно использовать и сложные, например, структуры. Имя записывается по правилам идентификаторов. Каждый элемент массива имеет одно и то же имя, меняется только индекс или номер элемента. N - размерность (или размер) массива в виде целочисленной константы или константного выражения. Эта величина определяет количество ячеек оперативной памяти, зарезервированной для массива. Например:
float A; или const n=10; float A[n];
Преимущество второго способа c предварительным объявлением размерности в виде константы заключается в следующем. Если надо будет изменить размерность массива, то это достаточно сделать в одном месте программы при определении константы.
В отличие от динамического массива, для статического на этапе компиляции резервируется память для размещения N чисел указанного типа (10 вещественных чисел). Для массива требуется память объёмом k*N байт (4*10 ), где k - необходимое количество байт для размещения одного элемента указанного типа (одного числа типа float ). Эта память сохраняется на всё время выполнения программы, а точнее, функции или блока, где описан массив. Программно необходимый объём памяти определяется с помощью операции sizeof следующим образом:
M=sizeof (тип)*N ; или M= sizeof (имя) ; или M= sizeof имя ;
где M - переменная целого типа, определяющая размер массива в байтах. Тип обязательно записывается в скобках, а имя может быть без скобок. Следующая программа выведет дважды число 40.
float A; int M1, M2;
M1=sizeof(float)*10; // но M1=sizeof float *10;- ошибка!
M2=sizeof(A); // или M2=sizeof A;
cout<
Во многих современных системах программирования, в том числе и в С++, нумерация элементов массива начинается с 0. Тогда A - последний элемент массива. Это связано с использованием указателей при работе с массивами (см. 2-й семестр). Поэтому в нашем примере индекс изменяется от 0 до 9 включительно, то есть индекс последнего элемента массива на единицу меньше его размерности. Объявленные 10 элементов массива обозначаются следующим образом: A, A, A ,…, A . В С++ отсутствует проверка границ массивов. Можно выйти за его границу и записать значение в некоторую переменную или даже в код программы. О таком контроле должен позаботиться программист.
При использовании статических массивов возникают проблемы в случае, если размер массива заранее мы не знаем. В таком случае объявляем массив максимальной размерности, которая, как правило, известна. Реальную размерность вводим и используем далее, например, в циклах и для других целей:
const nmax=100; float X;
int n; cout<<”Input the size of array ”; cin>>n;
/* Д альше работаем с n (а не с nmax ) элементами массива, например, вводим их.*/
for (int i=0; i
{ // Эту строку можно опустить вместе с фигурными скобками.
cout<<”X[“<
cin>>X[i];
Такой способ проще, но неэффективен с точки зрения распределения памяти, так как “заказываем” больше памяти, чем реально используем. В таких случаях профессионально используются более эффективные динамические массивы (см. 2-й семестр).
Массив (программирование)
Индексный массив (в некоторых языках программирования также таблица , ряд ) - именованный набор однотипных переменных, расположенных в памяти непосредственно друг за другом (в отличие от списка), доступ к которым осуществляется по индексу.
Индекс массива - целое число, либо значение типа, приводимого к целому, указывающее на конкретный элемент массива.
Массив - Упорядоченный набор данных, для хранения данных одного типа, идентифицируемых с помощью одного или нескольких индексов . В простейшем случае массив имеет постоянную длину и хранит единицы данных одного и того же типа.
Количество используемых индексов массива может быть различным. Массивы с одним индексом называют одномерными , с двумя - двумерными и т. д. Одномерный массив нестрого соответствует вектору в математике, двумерный - матрице. Чаще всего применяются массивы с одним или двумя индексами, реже - с тремя, ещё большее количество индексов встречается крайне редко.
Пример статического массива на Паскале -
WordArray: array [ Word ] of Integer ; // Статический, размер = High(Word) + 1 multiArray: array [ Byte , 1 ..5 ] of Char ; // Статический массив, 2 измерения rangeArray: array [ 5 ..20 ] of String ; // Статический массив, размер = 16
Пример статического массива на Си -
Int Array[ 10 ] ; // Статический, размер 10, базовый тип данных - целое число (int) double Array[ 12 ] [ 15 ] ; // Статический массив, 2 измерения, базовый тип данных - число // с дробной частью (double)
Поддержка индексных массивов (свой синтаксис объявления, функции для работы с элементами и т. д.) есть в большинстве высокоуровневых языков программирования . Максимально допустимая размерность массива, типы и диапазоны значений индексов, ограничения на типы элементов определяются языком программирования и/или конкретным транслятором.
В языках программирования, допускающих объявления программистом собственных типов , как правило, существует возможность создания типа «массив». В определении такого типа может указываться размер, тип элемента, диапазон значений и типы индексов. В дальнейшем возможно определение переменных созданного типа. Все такие переменные-массивы имеют одну структуру. Некоторые языки поддерживают для переменных-массивов операции присваивания (когда одной операцией всем элементам массива присваиваются значения соответствующих элементов другого массива).
Объявление типа «массив» в Паскале -
Type TArrayType = array [ 0 ..9 ] of Integer ; (* Объявления типа "массив" *) var arr1, arr2, arr3: TArrayType; (* Объявление трёх переменных-массивов одного типа *)
Динамическим называется массив, размер которого может меняться во время исполнения программы. Для изменения размера динамического массива язык программирования , поддерживающий такие массивы, должен предоставлять встроенную функцию или оператор. Динамические массивы дают возможность более гибкой работы с данными, так как позволяют не прогнозировать хранимые объёмы данных, а регулировать размер массива в соответствии с реально необходимыми объёмами. Обычные, не динамические массивы называют ещё статическими .
Пример динамического массива на Delphi
ByteArray: Array of Byte ; // Одномерный массив multiArray: Array of Array of string ; // Многомерный массив
Пример динамического массива на Си
Float *array1; // Одномерный массив int **array2; // Многомерный массив array1=(float *) malloc (10 *sizeof (float ) ) ; // выделение 10 блоков по sizeof(float)байт каждый array2=(int **) malloc (16 *sizeof (int ) ) ; // выделение 16*8 блоков по sizeof(int) байт каждый for (i=0 ;i<16 ;i++) array2[ i] =(int *) malloc (8 *sizeof (int ) ) ;
Гетерогенным называется массив, в разные элементы которого могут быть непосредственно записаны значения, относящиеся к различным типам данных . Массив, хранящий указатели на значения различных типов, не является гетерогенным, так как собственно хранящиеся в массиве данные относятся к единственному типу - типу «указатель». Гетерогенные массивы удобны как универсальная структура для хранения наборов данных произвольных типов. Отсутствие их поддержки в языке программирования приводит к необходимости реализации более сложных схем хранения данных. С другой стороны, реализация гетерогенности требует усложнения механизма поддержки массивов в трансляторе языка.
Многомерные массивы, как правило реализованные как одномерные массивы, каждый элемент которых, является ссылкой на другой одномерный массив.
Стандартным способом реализации статических массивов с одним типом элементов является следующий:
Таким образом, адрес элемента с заданным набором индексов вычисляется, так что время доступа ко всем элементам массива одинаково.
Первый элемент массива, в зависимости от языка программирования , может иметь различный индекс. Различают три основных разновидности массивов: с отсчетом от нуля (zero-based), с отсчетом от единицы (one-based), и с отсчетом от специфического значения заданного программистом (n-based). Отсчет индекса элемента массивов с нуля более характерен для низкоуровневых ЯП, однако этот метод был популяризирован в языках более высокого уровня языком программирорования С.
Более сложные типы массивов - динамические и гетерогенные - реализуются сложнее.